Ultimate magazine theme for WordPress.

Конец гипермаркетов: особенности смены продуктовой торговли в России

1 555

В сегодняшней России происходит процесс изменений в секторе торговли предметами первой необходимости. Причём это не уникальное отечественное явление, а часть мирового процесса трансформации торговой индустрии. У нас, как и на Западе происходит процесс разукрупнения – крупные маркеты уступают место небольшим торговым предприятиям.

Начиная с открытия первых гипермаркетов в конце 90-х годов прошлого столетия, в России была построена масса огромных, размером с ангар для постройки космических кораблей, мега-магазинов, где на расположенных рядами огромных полках были разложены товары самого широкого ассортимента и качества, от разных поставщиков, предназначенные для самых широких слоёв общества. Семейные посещения этих товарных музеев стало частью нашей культуры и обязательной программой «мы, семья…». Гипермаркеты обеспечивали нам полный рацион питания и значительную часть мелких бытовых покупок.

На Западе экспансия гипермаркетов началась на несколько десятилетий раньше, чем у нас – в 60-х годах прошлого века. В 1990-2000-х мы их догнали, наверстали упущенное и теперь двигаемся параллельными курсами. Поэтому усталость от поездок в гигантский город-магазин наступила у нас практически одновременно с ними, и процесс массового перехода покупателей к закупкам продуктов в небольших сетевых магазинах «около дома» происходит у нас синхронно с Западом.

За какие-то десять лет гипермаркеты лишились серьезных прибылей из-за деятельности «Дикси», «Пятерочки», «Магнита» и др., которые ухитрились в пять раз нарастить численность собственных магазинов по России. По сути, гиганты до сих пор не в силах оправиться от нанесенного урона, хотя не перестают анонсировать довольно серьезные скидки своим потенциальным клиентам.

По словам Яна Дюннинга, который занимает в «Магните» пост генерального директора, расположенные поблизости от потребителя магазины небольших размеров уверенно наращивают показатели прибыльности. Российский покупатель все чаще делают выбор в пользу этих «суперсторов», ассортимент которых преимущественно состоит из быстро портящихся продуктов «на каждый день», и которые концентрируются на обслуживании в пределах городской черты.

Торговля онлайн как палач гипермаркета

Наряду с «суперсторами» еще одним злым гением гипермаркетов стала торговля через Интернет. Заказ различной продукции «на каждый день» и продуктов питания все чаще осуществляется онлайн. При этом в среднем чек таких покупок является более внушительным в сравнении с чеком обычных магазинов. Несмотря на то, что львиная доля все еще принадлежит непродовольственным товарам (93%), жители больших городов России вместо традиционных магазинных тележек все активнее пользуются виртуальной корзиной. В лидерах, естественно, такие города, как Москва и Санкт-Петербург.

Закрытию – нет, перерождению – да

В последнее время то и дело слышатся новости о закрытии гипермаркетов, однако все же у них остаются шансы выжить при условии радикального преобразования. Серьезные перспективы, по мнению представителей X5 Retail Group, есть у гастромаркетов. Присутствующие на их площадях бары, кафе и открытая кухня будут для потребителя гораздо более привлекательными в сравнении с «унылыми» однообразными торговыми раскладками с разложенными продуктами питания. Ярким и успешным примером этого служит фудмолл «Депо», по достоинству оцененный жителями Москвы. Он изобилует десятками разнообразных пунктов питания и колоссальным ассортиментом свежих продуктов.

Впрочем, гипермаркетам не обязательно уготована именно такая судьба. Эксперты полагают, что большая их часть будет переделана – на их месте, скорее всего, возникнут точки, где будет производиться сортировка и отгрузка покупок, совершенных через Интернет. Парадоксальным образом футуристическая перспектива бывает довольно прозаичной.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.